1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Первые шаги к самостоятельности.



Вам нужно быстро приготовить обед, вымыть полы, постирать и развесить белье. Вы, как многорукая индийская богиня пытаетесь делать сразу огромное количество неотложных дел. Но созданию образа вездесущего и всё успевающего божества мешает нытье вашего бесценного двухгодовалого чада. Ребенок, явно не зная чем занять себя, страдает и мается. Ему нужна мама, для участия во всевозможных  архиважных проектах.  Нужно построить вместе башню (без мамы никак),  нарисовать рисунок,  вылепить фиолетового слона.  Вы строите башню, помешивая другой рукой  кашу,  лепите слона, с тоской глядя на  часы. Скоро должен прийти папа… 

Так почему же малыш не может играть самостоятельно? Дело здесь совсем не  в том, что он не умеет найти себе занятия. Ребенок, когда играет в одиночестве, если он сыт, спокоен и уверен в себе, получает огромное удовольствие от своей самостоятельности. Проблема именно в чувстве защищенности и безопасности малыша. Это чувство возникает  у маленьких детей только в мамином присутствии. Тогда они и «забываются», погружаются в игру. В этот момент их как будто не  интересует то, где находятся родители. Однако это спокойствие вызвано уверенностью в том, что рядом мама, что она никуда не пропадет. Однако потеряв из виду родителей даже на короткий срок, малыш испытывает сильнейшее беспокойство и тревогу. Он чувствует себя одиноким, а одиночество порождает и усиливает страхи.  Поэтому, предоставленный сам себе ребенок не может сосредоточить свое внимание на любимом занятии. Ему жизненно необходимо каждую минуту убеждаться в том, что кто-то из близких находится в двух шагах от него. Именно этими сложными чувствами вызваны назойливые просьбы совместных игр.  

Пройдет совсем немного времени и малыш подрастет. Он станет автономным, самостоятельным и будет спокойно, а может и с удовольствием переживать одиночество. Но для того, чтобы научиться обойтись без родительской помощи, ребенку как воздух необходима поддержка родителей. Маме и папе придется не один год строить башни, лепить слонов или загонять игрушечные машинки в гараж из картонной коробки. 

Личная жизнь появляется у малыша 2 – 4 года. В этот период он начинает постепенно понимать, что является отдельной личностью. Так, он уже не обернется к вам, когда спросят его имя, а ответит самостоятельно. С течением времени, постепенно он находит свою индивидуальность. Процесс этот требует серьезных затрат энергии. Ваш малыш как будто раскачивается  на качелях,  то приближаясь к  любимой маме, не желая расставаться с ней ни на секунду, то отдаляясь и испытывая свои силы в независимом от родителей поведении. Его раздирают противоречия. Ему одновременно хочется быть маленьким ребеночком, на коленках у мамы и становиться самостоятельным инициативным исследователем. Ему не хватает своих эмоциональных ресурсов, чтобы справляться с подобными переменами настроения. Малышу жизненно необходимо усиленное внимание мамы. И когда он отказывается играть самостоятельно, то как будто, говорит о том, что еще не достаточно большой и взрослый, чтобы  уметь играть сам с собой. У него очень быстро может сформироваться ощущение, что мама уделяет ему слишком мало внимания. Не так важны причины,  из-за которых образуются эти чувства и страхи. Главное - помочь малышу с ними справиться. 

Как же сделать это?  Когда ваш ребенок все время зовет родителей или других близких людей немедленно с ним поиграть, не следует считать себя обязанным бегом бежать и выполнять его просьбу. Если у вас есть реальные дела или вам необходим отдых, следует спокойно и твердо объяснить ему, что вы заняты и скоро освободитесь. Из-за этого вы не станете плохими родителями. Отказывая малышу в немедленном выполнении его просьбы, вы просто показываете ему, что вы отдельный человек. У вас тоже есть свои потребности, и вы имеете полное право ждать от него понимания и терпения. Ребенок такого возраста уже может не быть настолько зависимым от внимания взрослых. В будущем привычка постоянно обращаться к маме и папе и бесконечно тянуть на себя их внимание может серьезно осложнить ему жизнь. 

Для этого следует помочь своему малышу создать и организовать свой мир. В нем он должен получать настоящее удовольствие и от самостоятельности и от уединения. Именно здесь он будет обращаться к своему воображению и развивать его. В этом маленьком мире он научится имитировать других людей, а вместе с этим и ставить себя на их место. Так появляются первые ростки настоящего сочувствия и  сопереживания. Он сможет  вообразить себя сразу  несколькими героями любимых историй, организовывать и развивать между ними отношения, вести диалоги. Если непрерывно вмешиваться в этот важный процесс, то он может замедлиться, или протекать неполноценно.  

Чтобы ребенок играл сам, следует предоставить ему богатый выбор игр. К возрасту двух – трех лет  в его «сокровищнице» должны быть машинки и животные, куклы и пистолеты, развивающие игры, конечно. Не стоит выбирать игрушки по половому принципу – мальчикам машинки и монстры, девочкам - куклы и посуду. Мир должен  познаваться во всем его многообразии. Создавать в играх малыша искусственные границы не следует.  

Замечательным решением для растущего человека является домик – палатка. Здесь он будет «жить», конечно, при условии, что родители находятся поблизости. Это небольшое, замкнутое и очень уютное пространство доставит радость любому ребенку. Сюда он сможет пригласить гостей и напоить их чаем. Прежде чем забраться туда, взрослым следует спросить у него разрешения. Это создаст у малыша чувство того, что он защищен от возможности внезапного вторжения. Так он будет распоряжаться своим пространством и временем по своему усмотрению. 

В этом возрасте  малыш начинает развивать свое логическое мышление. Развивается его восприятие пространства. Конструкторы и пазлы станут ему в этом процессе прекрасными помощниками.  

Не должно быть недостатка в красках, цветных карандашах, пластилине, цветной бумаге, других канцелярских принадлежностях и полезных вещах для детского творчества. Рисуя, занимаясь лепкой и аппликацией, он почувствует себя творцом собственного мира. Книги с картинками, прочитанные вместе с мамой и папой, помогут малышу не страдать от скуки и безделья, а познавать новые и удивительные для него миры. 

Всему свое время. Маленькой только что вставшей на свои ножки крохе как воздух нужно постоянное мамино присутствие, тепло и поддержка. Однако подрастая, малыш должен учиться самостоятельности и автономному существованию, чтобы в дальнейшем трудности детского сада и школьной жизни не стали для него непреодолимыми.  

 

05.09.2009

Читайте также

Закаливание - легкий пусть к здоровью! Закаливание - легкий пусть к здоровью!
   Когда мы произносим слово «закаливание», то, прежде всего,...
Итоги конкурса "Лучшие свирлы в мыле с "нуля" - 2015" Итоги конкурса "Лучшие свирлы в мыле с "нуля" - 2015"
    Большое спасибо всем...
Здоровое питание. Ч.7. Золотая середина Здоровое питание. Ч.7. Золотая середина
На фото духовный лидер буддистов Далай-лама XIV Автор одной...
Здоровое питание. Ч. 6. Жизнь по солнечным часам. Здоровое питание. Ч. 6. Жизнь по солнечным часам.
Некоторые модные диеты и «системы похудения», придуманные нашими...
Здоровое питание. Ч. 5. Есть или не есть после 6 часов вечера? Здоровое питание. Ч. 5. Есть или не есть после 6 часов вечера?
Есть или не есть после 6 часов вечера? Существуют разные мнения на этот счёт...
Здоровое питание. Часть 4. Круговорот белка в природе Здоровое питание. Часть 4. Круговорот белка в природе
Примеры из жизни, подкрепленные результатами различных научных исследований,...
Лучшие женские подарки Лучшие женские подарки
Как удивить представительницу прекрасного пола? Сделать это...
Здоровое питание. Часть 3. Здоровье не купишь Здоровое питание. Часть 3. Здоровье не купишь
Люди меняют рацион питания по разным причинам: кто-то следует своим...
Здоровое питание. Часть 2. Питание на всю жизнь Здоровое питание. Часть 2. Питание на всю жизнь
Галина Шаталова на одном из практических семинаров рассказывает своим...
Здоровое питание. Часть 1. С чего начать? Здоровое питание. Часть 1. С чего начать?
Многие из нас рано или поздно приходят к пониманию того, что еда должна быть...
Читать всю тему форума »


Чтобы оставлять комментарии, вы должны авторизоваться.