1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Настоящее вологодское кружево!



…Шел 1925 год. В огромной витрине одного универсального магазина Одессы большое объявление, освещенное ярким южным солнцем, возвещало: «Поступили настоящие вологодские кружева!». «Вологодские» и притом «настоящие» кружева! В этом видно не только желание коммерсантов при помощи громкой рекламы продать быстро и выгодно товар, но прежде всего те уважение и известность, которыми пользуются произведения тружениц далекого Севера.

Чем же заслужили вологодские кружева  такую славу, в чем их ценность?

Из истории художественных ремесел известно, что  русские помещики усиленно насаждали в своих имениях кружевоплетение сначала для удовлетворения собственных потребностей, а потом и для продажи. С этой целью они создавали собственные мастерские, которые впоследствии назывались кружевными «фабриками».

Истоки вологодского кружева – в мастерских барских усадеб, где крепостные мастерицы уже в начале XIX века плели «на манер заграничных» тонкие кружева, предназначенные не только для украшения повседневной одежды, но и для бальных платьев. В 1820 году вологодская помещица Засецкая, по примеру других помещиков, организовала производство кружев в своем имении Ковырино, в трех верстах от города Вологды. (Таким образом, в 2010 году будет отмечаться 190-летие существования кружевного промысла на  Вологодчине.) В 1860-е годы этим ремеслом уже как промысловым занятием была охвачена вся Вологодская губерния. Выработался определенный стиль, для которого были характерны монументальность орнамента, лаконизм и графичность рисунка, мягкость и пластичность узора на фоне разнообразных ажурных решеток, которые создавали  впечатление воздушной среды.  Кружева выплетались многопарной (до 300 пар) и сцепной (5-25 пар) техникой. Кружевницы предпочитали белые льняные нитки, лишь изредка прибегая к цветным.

Благодаря понравившемуся стилю, получившему название «вологодский манер», промысловое кружево имело спрос. Не прекращались заказы скупщиков на интерьерные кружевные изделия – покрывала, подзоры с широкими каймами, накидки на подушки, а также  дополнения к костюму – жабо, воротники, шарфы, душегреи. Ценность изделия в ряде случаев достигала нескольких сотен рублей. Скупщики из деревни перепродавали кружево городским торговцам, а те отвозили товар в Петербург.

К концу XIX века в Вологде появилось множество мастериц, имевших собственных учениц. Спрос постоянно рос, но росло и предложение. Этому способствовали плохие урожаи льна и потеря других заработков, появление фабричной пряжи и железной дороги Вологда-Ярославль, облегчавшей сбыт.

Кружевной промысел в России отличался разнообразием узоров и типов кружев. Это разнообразие зависело от умения местных кружевниц плести унаследованный от своих предшественниц тот или иной образец кружев, от того, какими техническими приемами и материа

Это полностью можно отнести и к прошлому вологодского кружева.

Вологодские кружева можно разделить на следующие группы:

  • мерные численные или сколочные кружева с геометрическим рисунком, выплетенные с помощью небольшого количества пар коклюшек;
  • мерные кружева с разнообразными рисунками растительного и геометрического орнаментов, выплетенные с использованием большого количества пар коклюшек; 
  • мерные тонкие многопарные кружева; 
  • мерные сцепные кружева  с изображением  фантастического и растительного орнаментов; 
  • штучные сцепные изделия, от простого до чрезвычайно сложного, с разнообразными рисунками, решетками и материалом ниток. 

 

Вологодский кружевной район является исторически сложившимся очагом народного творчества, где многие тысячи безвестных тружениц своими руками создавали самобытные, прекрасные произведения народного искусства, отмеченные высоким мастерством.

Кружевоплетение является подлинно народным; в своих истоках оно питалось народной жизнью, служило и продолжает служить самобытной истории. Прикладное искусство, созданное талантливыми народными мастерами, всегда выражало лучшие стремления, чаяния и черты характера русского народа: мужество и стойкость, терпение, пытливый ум и художественную одаренность. В кружевах, как в зеркале, отражаются гениальные творческие дарования.

И не случайно изделия вологодских кружевниц всегда были предметом всеобщего восхищения. Мастерицы  разрабатывали свои замечательные рисунки на основе  наблюдения окружающей родной природы и действительности. Разглядывая старинные и современные работы, можно увидеть много заимствований из повседневной жизни (это, так называемые, паутинка, перышки, речка, мельницы, рыбки, листочки, звездочки, барабаны и барабанчики и много-много других), а также рисунки геометрические  (клетки, два круга, кружочки, шашки, квадрат и т.д.).

Наименование многих кружев ни в какой мере не соответствует самим рисункам, они иной раз чрезвычайно фантастичны. На кружеве под названием «реки» мы видим ряд правильных зигзагов, кружево «рыбий хвост» ничего общего с рыбьим хвостом не имеет, а в «бантах» трудно рассмотреть действительные банты. Вместе с тем в отдельных узорах имеется некоторое соответствие данным им названиям. Так в кружеве «денежки» мы видим довольно плотно настланные почти круглые пластинки, напоминающие монеты, в кружеве «колечко» - чередующиеся колечки, в «бороне» изображена борона, в «колосиках» отчетливо видны колоски хлебного злака. Некоторые мелкие кружевные изделия по рисунку точно соответствуют названию: мотив «бабочка» в точности копирует бабочку с прозрачными крыльями и усиками.

Вологодские кружевницы всегда ревниво оберегали чистоту своего рисунка, характерную особенность вологодского кружева – выразительность, строгий ритм и декоративность. Однако при рассмотрении образцов встречаются и занесенные извне мотивы, например, «немецкие», «елецкие», «рязанские» и т.д. Но искусные мастерицы никогда не копировали завозные образцы, они  перерабатывали их в своем вкусе, сохраняя в то же время традиции и чистоту самого вологодского кружева.

 

.

12.09.2009

Читайте также

Закаливание - легкий пусть к здоровью! Закаливание - легкий пусть к здоровью!
   Когда мы произносим слово «закаливание», то, прежде всего,...
Итоги конкурса "Лучшие свирлы в мыле с "нуля" - 2015" Итоги конкурса "Лучшие свирлы в мыле с "нуля" - 2015"
    Большое спасибо всем...
Здоровое питание. Ч.7. Золотая середина Здоровое питание. Ч.7. Золотая середина
На фото духовный лидер буддистов Далай-лама XIV Автор одной...
Здоровое питание. Ч. 6. Жизнь по солнечным часам. Здоровое питание. Ч. 6. Жизнь по солнечным часам.
Некоторые модные диеты и «системы похудения», придуманные нашими...
Здоровое питание. Ч. 5. Есть или не есть после 6 часов вечера? Здоровое питание. Ч. 5. Есть или не есть после 6 часов вечера?
Есть или не есть после 6 часов вечера? Существуют разные мнения на этот счёт...
Здоровое питание. Часть 4. Круговорот белка в природе Здоровое питание. Часть 4. Круговорот белка в природе
Примеры из жизни, подкрепленные результатами различных научных исследований,...
Лучшие женские подарки Лучшие женские подарки
Как удивить представительницу прекрасного пола? Сделать это...
Здоровое питание. Часть 3. Здоровье не купишь Здоровое питание. Часть 3. Здоровье не купишь
Люди меняют рацион питания по разным причинам: кто-то следует своим...
Здоровое питание. Часть 2. Питание на всю жизнь Здоровое питание. Часть 2. Питание на всю жизнь
Галина Шаталова на одном из практических семинаров рассказывает своим...
Здоровое питание. Часть 1. С чего начать? Здоровое питание. Часть 1. С чего начать?
Многие из нас рано или поздно приходят к пониманию того, что еда должна быть...
Читать всю тему форума »


Чтобы оставлять комментарии, вы должны авторизоваться.