1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Цветные звуки

Rahmadudra

Известно, что цвет имеет сильное влияние на человека – на его настроение и даже на здоровье. Физиологи утверждают, что цвета тем активнее воздействуют на нервную систему, чем они ближе к началу спектра. Красный цвет не только вызывает ярость у быков и индейских петухов, но и возбуждает людей. А зеленый цвет создает ощущение умиротворенности, покоя. Синий ассоциируется с вечной божественной истиной, он цвет доброты и постоянства. Желтый цвет, хоть и теплый, но в то же время он беспокоит, возбуждает воображение. Черный – символ тайного и неизвестного, желанного. Белый цвет - это истина и закон.

Окраска любого предмета не позволяет человеку отнестись к нему равнодушно. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его или безразличием, или отказом от него, то оно учитывается и в психодиагностике.

Физическая природа звука, цвета и текста различна. Нельзя механически переносить явления спектра на музыкальную гамму или буквенный ряд.

Связь «звук – цвет» - это редкий сугубо индивидуальный феномен. Но, ученые математики, физики, лингвисты, психологи в своих исследованиях провели эксперимент по определению звуковых соответствий.

Идея эксперимента проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определенный стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Испытуемым предъявляли либо звуки речи и просили подобрать к ним цвета, либо предъявляли различные цветовые карточки и просили написать на них звуки, либо давали задание выстроить звуки по цвету, скажем, от «самого красного» до «наименее красного», «самого синего» до «наименее синего» и так далее.

Многие такие эксперименты с тысячами информантов показали, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают, по крайней мере, гласные вполне определенно.

Если соответствия звуков речи определенным цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И, пожалуй, прежде всего, нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии. Там звуковая сторона очень важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается определенная цветовая картина, и рисунок гласных должен поддержать, «подсветить» эту картинку звуками соответствующего цвета.

Ученые начали проверку этой гипотезы, подсчитывая и сравнивая количество всех букв в тексте по отношению к данной гласной, количество ударных в тексте, сильных и слабых позиций звуков и так далее. И в сухих статистических подсчетах стала проявляться живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, разнообразием и точным соответствием смыслу и эмоционально-образному строю произведений.

Поскольку и сама проблема цветного восприятия звука и анализ с этой точки зрения стихотворений очень необычны, то одного утверждения, что это действительно так, будет недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые об этом слышит одинакова: «Этого не может быть!»

С помощью математических формул на компьютере можно прочитать любое стихотворение, художественное описание, даже дать цветную характеристику человека по его имени или речи.

Если звуки речи с помощью математических формул удалось разложить на цвета, то звуки музыки пока не удается, хотя именно цветомузыка уже многие века интересует и музыкантов и естествоиспытателей. Музыку в цвете представляли себе многие композиторы – Вагнер, Дебюсси, Чюрленис, Римский-Корсаков, Асафьев, но особую популярность этот вопрос приобрел в начале минувшего века, после создания известным русским композитором Скрябиным музыкальной поэмы «Прометей», предназначенной для исполнения в цвете.


Скрябин утверждал, что каждая тональность в музыке определенным образом окрашена. Музыка буквально «светиться цветами», - говорил он, - начало «Прометея» рисуется мне исполняемым при погружении в лиловато-сероватый сумрак; при появлении темы разума зала погружается в лучи яркого синего света; при начале разработки – в этой оргии резких, иступленных гармоний, живописующих «падение духа в материю» - красные волны наполняют залу, и все погружается в кровавые тона; перед кульминацией, после вступления хора, ослепительно белый луч прорезывает тьму и заполняет всю залу торжественным лучезарным сиянием; быстрые фигурации фортепьяно в конце, эти взлеты и всплески музыки представляются мне сопровождаемыми огненными вспышками и какими-то языками пламени.

Композитор хотел, чтобы весь воздух зала был пронизан светом, сверкал каждый атом, а в кульминации должно быть так светло, чтобы «в глазах было больно».

Выразительные возможности цвета широко используются в искусстве. Чувство цвета усиливает, обостряет наслаждение прекрасным.

Как знать, может, действительно в 3000 году и будет звучать Космическая симфония определенной цветовой тональности, а к каждому стихотворению, анализируя его звукобуквенный состав напишут их цветовое прочтение. И вновь окажутся правы писатели-фантасты, считающие цвет и звук – основой общения и мироощущения живых существ Вселенной. Ведь сказал же в 20 веке наш известный поэт Андрей Вознесенский: «Мы видим звук». Может всем пора не отрицать очевидное, а учиться его видеть?

Список использованной литературы:
Тайна восприятия и осознания. И. Алексеев, Москва, 1996.
Биоэнергетика цвета . Л. Тимашева, Москва, 1990.
Энциклопедия психологических тестов. А. Карелин, Москва,1997.
Современная энциклопедия. Н. Волчек, Минск, 1999.
Воображение и творчество. Л. Выготский, Москва, 1991.
Диалог с компьютером. А. Журавлев, Москва, 1987.

Фото

12.10.2009

Читайте также

Закаливание - легкий пусть к здоровью! Закаливание - легкий пусть к здоровью!
   Когда мы произносим слово «закаливание», то, прежде всего,...
Итоги конкурса "Лучшие свирлы в мыле с "нуля" - 2015" Итоги конкурса "Лучшие свирлы в мыле с "нуля" - 2015"
    Большое спасибо всем...
Здоровое питание. Ч.7. Золотая середина Здоровое питание. Ч.7. Золотая середина
На фото духовный лидер буддистов Далай-лама XIV Автор одной...
Здоровое питание. Ч. 6. Жизнь по солнечным часам. Здоровое питание. Ч. 6. Жизнь по солнечным часам.
Некоторые модные диеты и «системы похудения», придуманные нашими...
Здоровое питание. Ч. 5. Есть или не есть после 6 часов вечера? Здоровое питание. Ч. 5. Есть или не есть после 6 часов вечера?
Есть или не есть после 6 часов вечера? Существуют разные мнения на этот счёт...
Здоровое питание. Часть 4. Круговорот белка в природе Здоровое питание. Часть 4. Круговорот белка в природе
Примеры из жизни, подкрепленные результатами различных научных исследований,...
Лучшие женские подарки Лучшие женские подарки
Как удивить представительницу прекрасного пола? Сделать это...
Здоровое питание. Часть 3. Здоровье не купишь Здоровое питание. Часть 3. Здоровье не купишь
Люди меняют рацион питания по разным причинам: кто-то следует своим...
Здоровое питание. Часть 2. Питание на всю жизнь Здоровое питание. Часть 2. Питание на всю жизнь
Галина Шаталова на одном из практических семинаров рассказывает своим...
Здоровое питание. Часть 1. С чего начать? Здоровое питание. Часть 1. С чего начать?
Многие из нас рано или поздно приходят к пониманию того, что еда должна быть...
Читать всю тему форума »


Чтобы оставлять комментарии, вы должны авторизоваться.