1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Кто в мире самый мудрый?

lisuy

Такие исследования проводятся Организацией экономического сотрудничества и развития среди учащихся общеобразовательных школ в странах, которые в совокупности отвечают за 90% мирового ВВП. Они имеют стратегическое значение, поскольку позволяют проанализировать ситуацию и сравнить знания школьников разных стран, а также спроектировать дальнейшие направления совершенствования школьного образования.

Одним из самых авторитетных является тестирование и рейтинг PISA (Program for International Student Assesment), который проводится раз в три года. Поочередно проверяются навыки чтения, знания по математике, естественных наук.

В 2006 году в тестировании PISA по естественным дисциплинам приняли участие около 400 тысяч детей из 57 стран мира. Приоритет предоставлялся использованию полученных знаний на практике. Например, каким образом бактерии способствуют кариесу? Почему правительства некоторых стран запретили клонирование? Возможно ли заразиться ВИЧ при контакте с грязной водой? Какая деятельность человека может привести к изменениям климата? Отдельно проверяют, интересующие учеников научные вопросы.

pic2-paranaque-distributes-school-bags-to-students-600x400.jpgСамыми умными среди 15-летних оказались финские школьники. Второе и третье место у их сверстников из Гонконга и Канады. Американцы и русские показали уровень ниже среднего. Последнее место у школьников из Кыргызстана. Украина в этом исследовании не участвовала. Но готовьтесь - в 2009 году планируется оценка знаний и украинских 15-летних школьников. Мы имеем опыт участия в международном тестировании по математико-естественных дисциплин TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), которое состоялось в 2007 году. Оно проводится раз в четыре года. В заведениях, отобранных организаторами, проверялись знания учащихся 4-х и 8-х классов в более чем 50-ти странах мира. Первые три места заняли «азиатские тигрята» из Сингапура, Тайваня, Гонконга. Россияне и американцы показали знания выше среднего балла рейтинга, а украинские школьники получили баллы несколько ниже среднего международного уровня (26 место из 37-ми среди 4-х классов и 19 место из 50-ти среди 8-х классов). Не будем драматизировать ситуацию, потому что мы принимали участие впервые, но и задуматься есть над чем.

Оказывается, что две трети предложенных заданий были вне украинской учебной программы. Кроме этого, наши ученики справились с основными стандартными задачами, но не смогли использовать свои знания в вопросах реальной жизни. Сами же дети в опросе отметили, что в школе требуется механическое заучивание формул и методов решения задач и недостаточно внимания уделяется познавательной деятельности. Интересно, что на международном уровне зафиксирована прямая зависимость между социальным происхождением школьников и их успеваемостью. Лучшие результаты показали школьники, имеющие дома много книг, компьютер и Интернет. (Среди иностранных участников в среднем 70% учащихся имеют компьютер, почти половина из них пользуется Интернетом. У нас эти показатели намного ниже.)

Не знаю, сколько отечественных чиновников и педагогов знакомы с этими результатами и какие они сделали выводы, а вот американцы очень болезненно восприняли достижения своих учеников, потому что понимают, что теряют позиции мирового лидера. С 1957-го года, когда Страна Советов обошла США в космической сфере и запустила первый искусственный спутник Земли, американцы стали уделять образованию повышенное внимание. Можно спорить об эффективности учебного процесса в американских школах, но в среднем 9 тыс. долларов на одного ученика в 2007г. и один компьютер в классе на четырех школьников - нам такое и не снилось!

Америка понимает, что успехи экономики, благосостояние будущих поколений и конкурентоспособность страны напрямую зависят от уровня образования нынешних учеников. Ее президент Барак Обама отмечает необходимость повышения качества знаний по математике и естественным наукам, которые являются основой технического прогресса. Но для этого нужно обновление кадров, потому что больше 20% нынешних студентов-математиков и свыше 60% студентов-физиков и химиков учат люди, квалификация которых не соответствует сегодняшнему дню. Поэтому на дальнейшее развитие образования и науки будут выделяться еще большие средства. Соперниками США в развитии экономики, основанной на знаниях, являются страны Евросоюза. Ориентированы на это и развитые азиатские страны: Япония, например, поставила цель - общее высшее образование.

Восток и Запад - вместе?

Каждая страна по-своему расставляет акценты в этом вопросе. Условно можно выделить две образовательные системы -- Западную и Восточную.

В западной системе образования (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) доминирует индивидуальный подход к ученику. Школа стремится воспитать личность, способную адаптироваться в социуме. Семья заботится о материальном обеспечении и не вмешивается в этот процесс.

Противоположный подход в развитых странах Азии (Япония, Южная Корея, Сингапур). Основой является групповое обучение и изучение академических дисциплин, а социальные навыки дает семья.

Швейцарии и Англии ближе западная система, Германии - восточная, а Китай скопировал советскую систему образования середины 20-го столетия. Оставим анализ учебного процесса специалистам. Вот некоторые интересные моменты в этой области в разных странах.

ШВЕЙЦАРИЯ. Здесь нет единой национальной системы образования. В зависимости от того, в каком языковом регионе находится школа, учиться можно по французской, итальянской, немецкой, швейцарской английской и американской программам.

АНГЛИЯ. Школы имеют очень насыщенную программу из академических дисциплин, большое внимание уделяется спорту. Учителя делают все, чтобы дать знания каждому ребенку. В английских школах обучается до 10% иностранных учащихся.

ШВЕЦИЯ. Здесь много хвалят детей, даже за сам факт выполнения задания. Дети с особыми потребностями адаптированы в обычный коллектив. Оценка знаний начинается с седьмого класса. Учиться никто не заставляет. Школа дает знания, а воспитывают родители и общество.

ГЕРМАНИЯ. Педагоги находятся в постоянном поиске новых путей развития национального образования. Уделяется большое внимание «трудным» подросткам, используется система Макаренко.

ФИНЛЯНДИЯ. Внедряется политика высококачественного образования для всех, потому образованных людей здесь больше, чем в любом государстве, а качество знаний равномерное по всей стране. Только в Финляндии  социально-экономическое положение учащихся не повлияло на результаты международного тестирования. Одним из объяснений высоких результатов финских детей считают культ чтения, который формируется еще в дошкольном возрасте. Здесь действует сеть бесплатных государственных библиотек, в которых предлагается Интернет. В рамках общего образования дети могут обучаться согласно гибких школьных учебных планов и выбрать интересные для них предметы. Это развивает и поддерживает положительное отношение к учебе и облегчает его, а также поощряет приход в школу молодых кадров с новаторским мышлением. Для тех, кто не справляется с учебой, обязательно дополнительное общение с наставниками и консультации. Это касается и учеников, и студентов. В финских школах имеют право преподавать педагоги с университетским образованием не ниже магистра. Заработная плата небольшая, но конкурентоспособная среди академических профессий.

gaelscoil-chorain-pupils.jpgАМЕРИКА. Здесь учат детей думать независимо, спорить, аргументируя свою точку зрения и не навязывают официальную. Обучение идет «по спирали» - материал, например, 3-го класса, затем изучается на более сложном уровне в 4-м, 5-м и ребенок, не усвоивший его раньше, может догнать других. Лучших учеников отделяют от более слабых, с каждым уровнем проводится работа отдельно. Есть возможность развивать творческие способности детей. В старших классах школьники могут изучать предметы, которые их интересуют (при этом совершенно не ориентируются в других). Школа воспитывает ответственность и честность. Классы «перетасовывают», чтобы научить детей адаптироваться в коллективе. Учителя не имеют права ругать ученика, даже если он того заслуживает, особенно в присутствии других, чтобы не снизить его самооценку. 60% американских школьников не имеют дома стола для занятий, потому что родители считают, что ребенок должен учиться в школе, а не дома.

Совместное в образовании многих стран Запада то, что учить малышей начинают очень рано - в 4, 5, 6 лет. Классы небольшие, поэтому уделяется внимание каждому. В 11-14 лет определяются наклонности учащихся и они выбирают возможную будущую профессию. Обучение в школе может длиться до 18-19 лет. Учебные заведения имеют очень хорошую техническую и материальную базу.

Другие акценты в обучении азиатских детей. В странах, где философско-религиозное учение Конфуция стимулирует стремление человека к самосовершенствованию, существует культ образования. Правительство следит, чтобы оно было доступнчм для всех. Классы большие, дети сидят по двое и даже по трое. Учитель дает общее задание, а школьник, который отвечает перед всем классом и ошибается, в следующий раз пытается учить лучше, чтобы не стать посмешищем. Эти страны традиционно в первой десятке рейтингов знаний.

ЯПОНИЯ. Здесь умеют и любят учиться. Первые экзамены маленький японец сдает при поступлении в детский сад, а дальше - на каждом этапе обучения. Таким образом выбирают самых умных, талантливых, способных получать образование в лучших учебных заведениях, которые открывают путь к престижной работе. Чтобы иметь лучшие знания и шансы, чем будущие конкуренты, вечером после обычной школы большинство детей идет в платные репетиторские школы.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ. Один из самых высоких в мире уровней грамотности - основа экономического успеха государства. Школьников переводят в следующий класс независимо от уровня знаний. Оценки становятся важными только в последнем классе, так как влияют на шансы вступления в «вуз». На время экзаменов развлекательные заведения закрываются раньше, чтобы ученики и студенты не отвлекались. Родители, которые помогали детям готовиться к экзаменам ночью, имеют право прийти на работу позже. Дальнейшее обучение для корейцев и японцев настолько важно, что у выпускника школы, который не смог сдать вступительные экзамены, есть выбор: совершить самоубийство, стать безработным или бездомных, стать военным или согласиться на низкооплачиваемую работу, чтобы иметь  хлеб насущный. Вот почему здесь суицид как причина смерти подростков находится на втором месте после автокатастроф. Интересно, что девушка с дипломом имеет больше шансов выйти замуж, хотя обычно после замужества женщины не работают. Очень важно, что традиционно здесь воспитывается уважение к старшим, а тем более к учителям (большинство из которых - мужчины). Талантливый педагог может быть популярнее политика, известного спортсмена или певца.

КИТАЙ. Несмотря на то что эта страна быстро развивается, многие семьи не имеют условий для полноценных занятий своих детей, поэтому родители даже уходят из дома чтобы не мешать, когда их чадо учит уроки.

Перечитав массу интересного материала на эту тему, признаю, что инициаторы реформы нашей системы образования опираются на богатый мировой опыт. Но там, где понимают первоочередность образования для экономических успехов страны, ее хорошо финансируют и государство, и спонсоры. Мудрым никто не родился, а научился, поэтому хочется, чтобы наши дети и внуки получали качественное образование. И хочется иметь грамотных и преданных своему делу учителей, как в Японии и Корее; технически оснащенные классы, как в развитых странах мира; общий высокий уровень знаний, как в Финляндии. И чтобы при этом ребенка просто любили, как в Турции; давали возможность поверить в себя, как в Швеции; чтобы воспитать гражданина, который имеет собственное мнение и может его обосновать и отстоять, как в Америке, и при этом уметь работать в команде, как «азиатские тигрята». И чтобы усилия школы и собственный положительный пример родителей заложили в юных головках общечеловеческие ценности. Тогда, как об этом клянутся ежедневно перед началом уроков турецкие школьники, наши дети имеют шанс стать честными, правдивыми, будут прилежно учиться, защищать младших, уважать старших и любить свою страну.

Остается надеяться, что так и будет!

03.12.2009

Читайте также

Закаливание - легкий пусть к здоровью! Закаливание - легкий пусть к здоровью!
   Когда мы произносим слово «закаливание», то, прежде всего,...
Итоги конкурса "Лучшие свирлы в мыле с "нуля" - 2015" Итоги конкурса "Лучшие свирлы в мыле с "нуля" - 2015"
    Большое спасибо всем...
Здоровое питание. Ч.7. Золотая середина Здоровое питание. Ч.7. Золотая середина
На фото духовный лидер буддистов Далай-лама XIV Автор одной...
Здоровое питание. Ч. 6. Жизнь по солнечным часам. Здоровое питание. Ч. 6. Жизнь по солнечным часам.
Некоторые модные диеты и «системы похудения», придуманные нашими...
Здоровое питание. Ч. 5. Есть или не есть после 6 часов вечера? Здоровое питание. Ч. 5. Есть или не есть после 6 часов вечера?
Есть или не есть после 6 часов вечера? Существуют разные мнения на этот счёт...
Здоровое питание. Часть 4. Круговорот белка в природе Здоровое питание. Часть 4. Круговорот белка в природе
Примеры из жизни, подкрепленные результатами различных научных исследований,...
Лучшие женские подарки Лучшие женские подарки
Как удивить представительницу прекрасного пола? Сделать это...
Здоровое питание. Часть 3. Здоровье не купишь Здоровое питание. Часть 3. Здоровье не купишь
Люди меняют рацион питания по разным причинам: кто-то следует своим...
Здоровое питание. Часть 2. Питание на всю жизнь Здоровое питание. Часть 2. Питание на всю жизнь
Галина Шаталова на одном из практических семинаров рассказывает своим...
Здоровое питание. Часть 1. С чего начать? Здоровое питание. Часть 1. С чего начать?
Многие из нас рано или поздно приходят к пониманию того, что еда должна быть...